Церковь Ковчег в Коньково, Москва Церковь Ковчег в Коньково, Москва Церковь Ковчег в Коньково, Москва
переход на главную
Символ веры

Во что мы верим?

 

Основанием нашей веры является Библия, то есть канонические книги Священного Писания - Ветхий и Новый Завет. Таких книг всего шестьдесят шесть. Мы верим, что Священное Писание Ветхого и Нового Завета является словом Самого Бога, которое Он передал нам Духом Святым через пророков и апостолов (2 Пет 1:19-21, Еф 2:19-22).

 

В краткой форме сущность вероучения нашей церкви выражена в Никео-Константинопольском символе веры, который был выработан вселенской Церковью в четвертом веке. Этот символ веры признают практически все христиане; в то же время разные христианские конфессии по-разному толкуют его текст. 

 

Никео-Константинопольский символ веры был первоначально написан по-гречески, а затем переведен на другие языки (так, перевод символа веры на старославянский язык входит в  богослужение русской православной церкви). Ниже мы приводим его текст в переводе на современный русский язык. Примечания обозначены звездочкой (*) и отражают толкование символа веры, принятое в нашей церкви.

 

Верую (*) во единого Бога Отца (*) вседержителя (*),

Творца (*)  неба и земли, всего видимого и невидимого.

 

И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного (*),

рожденного от Отца  прежде всех времен (*),

Света от Света, Бога истинного от Бога истинного,

рожденного, не сотворенного, единосущного (*) Отцу,

через Которого все начало быть (*).

Ради нас, людей, и для нашего спасения(*) сошедшего с небес

и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии(*), и вочеловечившегося(*).

И распятого за нас(*) при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного,

и воскресшего в третий день, по Писаниям (*),

и восшедшего на небеса (*), и сидящего по правую руку (*) Отца

и вновь грядущего (*) со славою судить живых и мертвых(*),

и Царству Его не будет конца (*).

 

И во единого Духа Святого (*), Господа животворящего, от Отца исходящего,

вместе с Отцом и Сыном равно поклоняемого и славимого,(*) говорившего через пророков (*).

 

И во единую святую (*) вселенскую (*) и апостольскую (*) Церковь

Исповедую единое крещение (*) во оставление грехов (*)

Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века (*). Аминь (*).

 

Примечания:

 

1. Верую: В греческом языке  «вера»  и «верность» - одно и то  же слово («пистис»). Веровать, или иметь веру – значит не только знать, соглашаться разумом, но и быть верным, то есть поступать по вере и доверять Тому, Кому веришь. Слово «Верую» здесь означает: «Я хочу быть верным Богу - Отцу, Сыну и Святому Духу - и в доверии к Богу принимаю как истину все, что сказано далее в символе веры».

 

2. Бог Отец: Согласно Священному Писанию, Триединый Бог – это Отец, Сын и Святой Дух. Три Личности Божества – это один Бог; при этом Отец есть Бог, и Сын ь т  есть Бог, и Дух Святой есть Бог; однако Отец, Сын и Святой Дух - это один Бог (а не три «бога»!). В то же время Отец – это не Сын и не Дух Святой, и Сын – не Отец и не Дух, и Дух – не Отец и не Сын. Может показаться, что эти утверждения противоречат друг другу, но это не так. Поясним примером: в яблоке есть кожура, мякоть и сердцевина. Мякоть отличается и от кожуры, и от сердцевины; но при этом и мякоть, и кожура, и сердцевина – это яблоко (не груша и не апельсин). Но вместе кожура, мякоть и сердцевина – это не три яблока, но одно. Разумеется, этот простой пример не раскрывает тайну Триединого Бога - Отца, Сына и Святого Духа. Пример с яблоком лишь показывает, что в учении о Триедином Боге нет логического противоречия.

 

Сыном Бога Отца является Иисус Христос; но Бог Отец также усыновляет - то есть принимает по милости Своей как Своих детей - всех верующих в Иисуса Христа (Ин 1:12; Евр 12:7). Поэтому Христос не стыдится называть верующих в Него Своими братьями (Евр 2:11-12, Рим 8:29).

 

3. Бог Вседержитель: Тот, Кто «держит» весь мир, то есть управляет всем миром и поддерживает его существование. Ничто в мире не происходит случайно, само собой, но все происходит по установлению Бога. Законы природы также установлены Богом; Он - автор правил для всего творения, но Он же делает исключения из правил, которые мы называем чудесами. Благодаря установленным Богом законам и в пределах, заданных Богом, человек имеет свободу выбора и может по своей воле совершать те или иные действия; в то же время, будучи свободен в выборе, человек отвечает за свой выбор и его последствия.

 

4. Бог Творец: Существует только Бог и все то, что Ему было угодно призвать к бытию - сотворить словом Своим. Кроме Самого Бога – Отца, Сына  и Святого Духа – все, что есть на свете, является творением Бога. Творение включает в себя видимое (то, что мы можем видеть) и невидимое (например, ангелов). Человек также является творением Бога. В отличие от других творений, человек сотворен по образу и подобию Бога (см. Книгу Бытие, главы 1 и 2).

 

5. Единородный Сын Божий: Слово «Единородный» означает «единственный в своем роде», то есть уникальный, отличный от других. Только Сын Божий является вечно и неизменно Сыном Отца; но каждый, кто уверовал в Сына Божьего, получает по милости Божьей усыновление, то есть становится одним из детей Божьих, членом Божьей семьи («Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу», Еф.2:19). Это усыновление делает нас братьями Сына Божьего, но Он все равно остается уникальным и единственным – «Первородным между многими братьями» (Рим 8:29).

 

6. Сын Божий,  рожденный прежде всех времен: Сын Божий существовал всегда, вечно (Ин 1:1-3). Не было такого момента времени, когда Его бы не было. Напротив, пространство и время сотворено при Его участии (Евр 1:1-2). «Сын рожден Отцом» - не означает какого-то события в пространстве и времени, подобного рождению человеческого младенца, но указывает на уникальные отношения  Бога Отца и Сына Божьего именно как Отца и Сына в вечности - прежде сотворения мира.

 

7. Сын Божий, единосущный Отцу: по Своей Божественной сущности Сын Божий равен Отцу. Все Божественные качества Отца (например, вечность, всемогущество, благость, святость, праведность, вездесущность) в той же мере присущи и Сыну. Слова «Бог есть любовь» также относятся в равной мере к Отцу, Сыну и Духу Святому. Господь Иисус Христос Сам сказал  о Себе: « Я и Отец - одно» (Ин 10:30). Единосущность Отца и Сына не противоречит тому, что Сын живет Отцом (Ин 6:57) и воплощенный Сын послушен Отцу (Флп 2:8).

 

8. Сын Божий, через Которого все начало быть: Сын Божий, называемый также Слово (Ин 1:1), вместе с Богом Отцом сотворил мир. «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть»(Ин 1:3). Все, что имеет начало во времени, есть творение; следовательно, все творение было сотворено не без участия Сына Божьего. В этом смысле Сын может быть назван Творцом, как и Отец, сотворивший  мир через Сына, «Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр 1:2).

 

9. Сын Божий, сошедший с небес ради нашего спасения: Бог Спаситель «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2:4; см. также 2 Петра 3:9). Мы спасаемся, чтобы, избавившись от греха, совершать добрые дела (см. Еф 2:8-10) и жить для правды (1 Петра 2:24). Ради спасения людей Богу Сыну должно было стать Человеком, умереть на кресте и воскреснуть из мертвых. Этот Человек пришел в мир для того, чтобы спасти людей «от грехов их» (Мф 1:21).

 

10 Сын Божий, воплотившийся от Духа Святого и Марии Девы: Сын Божий стал плотью, то есть Человеком (Ин 1:14). Рождение этого Человека по имени Иисус произошло без участия мужчины, по чудесному действию Духа Святого; Его мать Мария была Девственницей (см. Мф 1:18-21; Лк 1:26-35).

 

11 Сын Божий вочеловечившийся: то есть ставший Человеком, во всем подобным нам, но не имеющим греха (Евр 4:15). Будучи совершенным Человеком , Он мог предать себя на казнь за грехи наши для искупления всех нас (1Кор 15:3, 1Тим 2:5-6). Став Человеком, Господь Иисус Христос не перестал быть Богом. Иисус Христос есть Богочеловек – совершенный Бог и совершенный Человек. (Ин 1:1,14;Ин 20:28;1Тим 2:5)

 

12 Сын Божий, распятый за нас: Иисус Христос, Который был абсолютно праведен и не сделал ничего худого, добровольно принял мучительную и позорную казнь – распятие на кресте. Так Он понес наказание за грехи каждого из нас. Это было предсказано пророком за несколько веков до Его рождения (Ис 53:4-7) и многократно подтверждено апостолами в Новом Завете (Ин 11:49-52; 1 Пет 3:18; Рим 5:8; 1 Кор 15:3).

 

13. Сын Божий, распятый за нас при Понтии Пилате: Понтий Пилат был римским правителем (прокуратором) Иудеи в 26 – 37 гг. н. э. Жестоко обращался с народом, беспощадно подавляя волнения. В его правление начал Свое общественное служение Господь Иисус Христос (Лк 3:1, 21). Пилат, опасаясь мятежа иудеев и из страха быть обвиненным перед императором, приговорил Иисуса Христа к казни, хотя был убежден в Его невиновности (Лк 23:4-24; Ин 19:4-16).

 

14 Сын Божий, воскресший в третий день: Воскресение Христа – краеугольный камень христианской веры. Без воскресения вера в Иисуса Христа теряет смысл (1 Кор 15:13-20). Мы доверяем свою жизнь и вечное спасение не мертвому, а живому Иисусу Христу, Который, «воскреснув из мертвых, уже не умирает» (Рим 6:9). А если бы Иисус не воскрес, то следовало бы признать Его лжепророком (потому что Он предсказал свое воскресение  - Мф 20:19, Мк 9:31, Лк 9:22), а Его апостолов - лжесвидетелями (1 Кор 15:15).

 

15 Сын Божий, воскресший в третий день по Писаниям: Страдания, смерть и воскресение Господа Иисуса Христа были предсказаны пророками; эти пророчества были записаны в Священном Писании за несколько веков и исполнились в деталях. (Например: Псалом 15:10 - ср. Деян. 2:29-32; Псалом 21 целиком, особенно стихи 15-19 и 25-29; Исайя 52:14-53:12 – ср. Мф 27:57-60; Захария 9:9, 11:12-13, 12:10 - ср. Мф 26:15, 27:3-7).

 

16 Сын Божий, восшедший на небеса: После Воскресения Господь Иисус Христос в течение сорока дней являлся Своим ученикам и учил их о Царстве Божьем (Деян 1:3). Затем «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их»  (Деян.1:9)

 

17 Сын Божий, сидящий по правую руку Отца: У Бога Отца нет телесного облика и нет правой руки в буквальном смысле этого слова. «Сесть по правую руку» на языке Писания означает «занять положение ближайшего и первого помощника». Вознесшийся и прославленный Господь Иисус Христос пребывает с Отцом Небесным и является нашим Ходатаем перед Отцом Небесным, то есть Заступником и Защитником перед Богом (1Ин 2:1-2) . Будучи одновременно Богом и Человеком, Он является единственным Посредником между Богом и людьми (1Тим 2:5)

 

18 Сын Божий, грядущий судить живых и мертвых: Писание говорит, что Иисус Христос вновь придет на землю и совершит суд над всеми людьми. Судимы  будут живые –  те, кто доживет до этого дня. Судимы будут  и мертвые, которые воскреснут в этот день. Однако тот, кто доверился Христу как Спасителю и Господу, будет прощен и избавлен от наказания за грехи, потому что Христос уже принял наказание за грехи всех людей (1 Пет 3:18, Рим 4:25, 1 Кор 15:3). В то же время Библия говорит о том, что дела верующих будут испытаны и оценены, так что каждый даст Богу отчет (Рим 14:12; 2 Кор 5:10; ср. 1 Кор 3:15).

 

Отвергающие спасение, предложенное Христом, будут судимы по своим делам и осуждены, потому что все люди согрешили (Рим 3:23, 6:23). Приговор грешникам – вечная погибель (2Фесс 1:9), а единственная возможность избежать этого наказания – принять прощение грехов во Христе Иисусе. Без Христа спастись от вечной погибели невозможно (Ин 14:6;  Деян 4:12).

 

19  Дух Святой: Мы верим, что Дух Святой есть Бог (Деян 5:3-4, Ин 14:16), что Он, будучи третьим Лицом Божества, един с Отцом и Сыном, что Он участвовал в сотворении мира и человека (Быт 1:1-2; Иов 33:4). Мы верим, что каждый, кто истинно уверовал в Иисуса Христа, имеет Духа Святого (Рим 8:9) и крещен Духом в единое тело Христово – вселенскую Церковь (1 Кор 12:3,13). Дух Святой раздает верующим различные дары, как Ему угодно (1 Кор 12:4-12); Он созидает и умножает в верующих плод Духа (Гал 5:22-23, Еф 5:9).

 

20 Дух Святой, поклоняемый и славимый: Тот, Кому верующие поклоняются и Кого прославляют наравне с  Богом Отцом и Сыном Божьим. Иисус сравнивает Его с Собой и называет «другим Утешителем» (ср. Ин 14:16,26).

 

21 Дух Святой, говоривший через пророков: Пророк – тот, кто говорит слово от Бога. Все пророки говорили не сами от себя, но благодаря тому, что Сам Дух Святой говорил через них (2Пет 1:21). Многие слова пророков были записаны; записанные слова пророков составляют Священное Писание Ветхого Завета.

 

22 Святая Церковь: Христос сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18). Церковь созидается Христом и принадлежит Ему; в этом смысле она свята, как свято все, что принадлежит Святому Богу. Греческое слово «церковь»  («екклезиа») означает в переводе «собрание». Церковь есть собрание своих членов  - христиан, тех, кто доверился Иисусу Христу как Господу и Спасителю. Святость Церкви не означает безгрешности кого бы то ни было из  ее членов (см.  Иак 3:2).

 

В то же время все христиане призваны Богом к святости в значении совершенной безгрешности, отсутствия всякого греха. Мы должны стремиться к святости и возрастать в святости в течение всей своей земной жизни (Рим 6:22, Евр 12:4, 1Фес 4:3). Все, кто пребудет во Христе до конца, достигнут совершенной святости при Его втором пришествии и воскресении мертвых. Тогда Церковь  будет святой в смысле полной безгрешности, поскольку все ее члены будут безгрешны

 

23 Единая святая вселенская Церковь: Единая вселенская Церковь включает всех, кто имеет или будет иметь спасительную веру в Иисуса Христа. Вселенской Церкви принадлежат верующие всех веков и всех народов. Единство этой Церкви созидается Христом - все члены вселенской Церкви имеют духовную связь друг с другом, потому что находятся в одном теле с ее Главой – Иисусом Христом. Тот, кто не имеет связи со Христом, не принадлежит и к Его Церкви (Рим 12:5; 1 Кор 12:12-14).

 

Вселенская Церковь находится в настоящее время в процессе созидания; апостол Павел сравнивает ее со строящимся зданием (Еф 2:19-22). Пророчество Иисуса Христа «Я создам Церковь Мою» (Мф 16:18) исполнилось в настоящее время отчасти: Вселенская Церковь существует со дня Пятидесятницы, но ее созидание продолжается. Оно будет продолжаться до того дня, когда Господь возьмет Свою Церковь к Себе (Ин 14:1-3; 1 Фесс 4:17, Откр 21:9).

 

24 Единая святая апостольская Церковь: Будучи телом Христовым и «имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем», Церковь также называется апостольской, потому что утверждается «на основании апостолов и пророков» (Еф 2:20). Другими словами, именно через апостолов нам передано учение Церкви.

 

 Слово «апостол» в переводе с греческого означает «посланник». В Евангелиях апостолами названы первые ученики Иисуса, которые были свидетелями Его служения и воскресения (см. Лк 6:13-16, Деян 1:20-26). К их числу принадлежит и апостол Павел, который также видел воскресшего Христа (Деян 14:14; Рим 1:1, 1Кор 9:1, 15:7-9). Христос дал апостолам исключительные полномочия «связывать и разрешать» (Мф 18:18), то есть провозглашать волю Божью о том, что является грехом, а что не является грехом. Эти решения апостолов записаны в книгах Нового Завета (см., например, Деян 15:1-29).

 

Церковь утверждается «на основании апостолов и пророков» (Еф 2:20), то есть на основании Священного Писания - книг Ветхого Завета, написанных пророками, и книг Нового Завета, написанных апостолами. Даже если новозаветный автор не является апостолом (как, например, евангелист Лука), его книги, тем не менее, были написаны при жизни апостолов и приняты ими. Другими словами, достоверность книг Нового Завета подтверждается апостольской общиной в целом. Одни апостолы свидетельствовали о других, что их книги являются Писанием (ср. 2Пет 3:15-16).

 

Итак, Христова Церковь является апостольской, поскольку руководствуется учением, переданным нам от Господа через апостолов (ср. 1Кор 11:2, 23-26); это учение записано в книгах Нового Завета, достоверность которых засвидетельствована всей апостольской общиной.

 

Мы верим, что полномочия апостолов являются исключительными в том смысле, что они не были переданы никому из христиан последующих поколений. Последним из апостолов отошел к Господу евангелист Иоанн; после его смерти никто не вправе называться апостолом, разве только в переносном смысле. Никто не может изменить учение апостолов, что-либо прибавить к нему или удалить из него.

 

В то же время мы верим, что христиане все вместе, как Церковь, в меру полученных каждым членом церкви даров Духа Святого, могут толковать Писание, применяя его к нынешним обстоятельствам. Мы верим, что и в наше время Дух Святой говорит церквам (ср. Откр 2:7,11,17,29). Дух Святой помогает Церкви верно понимать богодухновенные книги апостолов и пророков и верно применять Его неизменное слово в меняющемся мире (ср. 2 Петра 1:19-21).

 

25 Исповедую единое крещение: посредством крещения человек одновременно соединяется со Христом и свидетельствует (или исповедует) о своем соединении со Христом. Исповедуя единое крещение, верующий свидетельствует, во-первых, что он в крещении  соединился  со Христом и Его единой вселенской Церковью (а не с каким-либо христианским лидером  или какой-либо конфессией или деноминацией – ср. 1 Кор 1:13-15); во-вторых, что это соединение произошло однажды и навсегда (Флп 1:6, 2 Тим 1:12). Крещением христианин свидетельствует о своей вере в Иисуса Христа как Господа и Спасителя и о своей готовности жить в чистой совести пред Богом (Деян 8:36-37; 1 Петра 3:18; ср. Рим  10:10).

 

Мы верим, что это свидетельство может произнести только сам крещаемый лично,  и никто другой не должен свидетельствовать или обещать что-либо о крещаемом вместо него или от его имени (ср. Притчи 6:1-5).

 

26 Исповедую единое крещение во оставление грехов: здесь «оставление» означает одновременно прощение грехов и освобождение от грехов. Соединяясь с Иисусом Христом в крещении, мы обретаем прощение всех прежних грехов и силу для борьбы с грехом в течение всей последующей жизни (Деян 2:38; ср. 1 Ин 1:9).

 

27 Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века: Слово «чаю» здесь означает «ожидаю с надеждой и твердой верой». Все мертвые воскреснут; но одни воскреснут для вечной жизни и вечного блаженства со Христом, а другие – на вечное поругание и посрамление (Дан 12:2; Ин 5:28-29). Сохранившие до конца спасительную веру в Иисуса Христа воскреснут в Его пришествие (1 Кор 15:22-23,51-52; 1Фесс 4:16-17; 2 Тим 4:7-8), и тогда для них начнется жизнь будущего века. Верующий во Христа может ожидать воскресения мертвых с радостной надеждой, зная, что уже имеет жизнь вечную (1 Ин 5:13).

 

28  Аминь: От древнееврейского «амен» - «истина» или «истинно».